15:17
HR как пятое колесо маркетинга

HR пятое колесо маркетинга. Не согласны? Давайте разберемся с этим. Ситуация возникла парадоксальная ситуация. Количество людей занятых поиском персонала растет, но общее благосостояние до последнего времени увеличивалось только благодаря благоприятной конъюнктуре на рынке нефти, продуктов переработки которой Беларусь экспортировала в избытке. Казалось бы, что этот рост должен был, быть достигнут именно за счет правильного подбора персонала, ведь за время существования рекрутинговых агентств они должны были сделать так, чтобы на любой должности был самый подходящий человек.

Не понятно также, почему Беларусь оказалась в числе стран, которые пострадали от мирового финансово-экономического кризиса. Ведь целая армия специалистов по подбору персонала должна быть сделать так, чтобы на ответственных местах во всех компаниях находились именно те люди, которые способны справиться с любой ситуацией, даже с мировым финансово-экономическим кризисом.

Отрицательно сальдо внешней торговли растет бешеными темпами и это тоже удивительно, даже пришлось идти на мировой с МВФ и брать у них миллиардные кредиты, чтобы справиться с ситуацией. Этого всего не должно было произойти, потому что благодаря работе специалистов, менеджеров и директоров по подбору персонала во всех компания должны были бы работать самые лучшие специалисты, для которых кризис родная стихия. Экспорт, вместо того чтобы уменьшаться должен был наоборот увеличиться существенным образом.

За последние годы, если не считать кризисный 2009, отмечен рост зарплат. Наверно это можно тоже записать в актив менеджеров по персоналу, которые через подбор наиболее квалифицированных кадров обеспечили рост производительности труда и тем самым рост зарплаты. При этом получается что государство, если хорошо присмотреться, необоснованно присвоило себе заслуги за этот рост, ведь оно на самом деле не осуществляло ни каких мер для роста заработной платы.

С такими успехами специалистов по подбору персонал, им наверно стоит дать возможность заняться и другими областями. Например, отдать им спорт. Тогда глядишь, белорусские хоккеисты и футболисты станут чемпионами мира, а на следующей Олимпиаде Беларусь займет первое место в общекомандном рейтинге.Заслуги специалистов по подбору персонала, по их словам, просто колоссальны.

Они улучшают все, до чего прикасаются. Благодаря ним Беларусь долгое время получает энергоносители по ценам ниже мировых. Они приложили свои золотые руки и к обустройству наших городов, например Минска. С их помощью была построена новая национальная библиотека, новые спортивные сооружения, была построена новая кольцевая автодорога вокруг Минска, и другие дороги тоже были построены благодаря этим «пчелкам».

Да что тут говорить, даже успехи в сельском хозяйстве и те связанным именно со специалистами занимающимися подбором персонала. Лесть конечно не совсем хорошее дело, но не польстить специалистам по подбору персонала, этим наместникам Бога на земле просто не возможно. Они вездесущи и всемогущи, они могут все. Могут дать блестящую карьеру, а могут довести до необходимости бомжевать. Они и только они решают все. Это аксиома. Их надо бояться и уважать, потому что от них зависит все!

Текст выше – это был своеобразный тест на адекватность. Если кто-то поверил во все то, что написано Выше – такому человеку пора обратиться к психиатру. Любой адекватный и психически здоровый человек должен был понять, что все выше – не более чем юмор. Есть подозрение, что среди тех, кто не понял шутку, львиную долю составили как раз либо действующие, либо потенциальный специалисты по подбору персонала.

Все потому, что представители кадровых агентств считают свою работу настолько важной, настолько необходимой, что может дойти до того, что они начнут объявлять, будто солнце утром встает только благодаря их работе. Дождь в засуху идет опять же только благодаря их работе. В реальности представители кадровых агентств, да и вообще почти все те, кто занимается персоналом, представляют собой жалкое зрелище.

Как правило, в эту сферу идут люди, которые реально ничего не могут делать, которые реально не могут создать какой-либо ценный продукт. Это весьма очевидно уже после 5 минут общения с ними, ведь мотив, который привел их на эту стезю лежит на поверхности. Понять мотив можно, если осознать, что специалисты по подбору персонала делятся на 2 категории: «нулевые» и «тщеславные».

К категории «нулевых» можно отнести всех тех, кто вообще из себя ничего не представляет и способен только выполнять бумажную работу. Категория «тщеславных» включает я себя всех тех, кто в принципе тоже «нулевой», но с амбициями. Отсюда становятся видны мотивы, как для первых, так и для вторых. «Нулевые» приходят на такую работу потому, что не хотят работать, а также потому, что их больше никуда не берут.

«Тщеславные» приходят на такую работу для того, чтобы удовлетворять свои амбиции и тщеславие за счет других, что и видно по тому стилю общения, который они выбирают на собеседованиях.В той или иной мере тщеславие присуще всем занятым в сфере работы с персоналом. Они, пройдя не понятно кем и как составленный курс психологии, думают, что являются не хилыми психологами и могут заглянуть в душу соискателю.

Могут, но не в душу соискателю, а только себе. Они слишком личности, чтобы уметь отстраняться от ситуации. Без отстранения от ситуации невозможно объективно все оценить и невозможно увидеть в кандидате именно то, что он собой представляет. В итоге выбор наилучшего кандидата зачастую превращается в удовлетворение собственного тщеславия этих горе профессионалов. Соответственно, можно сказать что HR пятое колесо маркетинга.

Однако надо отметить, что инстинкт самосохранения у таких людей очень сильный. Они, повинуясь ему, создают все возможное для того, чтобы оправдать тот хлеб, который едят. Один из известных приемов - раздутие процедуры подбора кадров до таких размеров, что воистину, кажется, будто подбирать персонал архисложно. Они собирают сотню анкет, по понятным только им причинам отсеивают 99 людей, выбирают одного и делают вид, будто их выбор на самом деле самый лучший, даже гарантию дают и если специалист не подходит, готовы бесплатно его поменять на другого.

Методы работы кадровых агентств и специалистов, в них работающих тоже оставляют желать лучшего. Например, они на каждом углу подчеркивают, что всегда предлагают самых лучших специалистов из доступных, предлагают даже тех, кто сейчас трудоустроен. Это они якобы достигают тем, что ведут базы данных специалистов. Они утверждают, что благодаря этому могут выбрать не только из числа тех, кто ищет работу, но также и из числа тех, что когда-то ее искал.

Не знаю, может быть, я такой невезучий, может быть такие же невезучие многие мои знакомые, но мне и им никогда не позвонили и не спросили, куда и как я продвинулся в своем профессионализме и не предложили ни разу ни одной открывшейся вакансии. Это позволяет заключить, что их базы данных – это база данных мертвых душ. Такая база данных нужна только для того, чтобы недалекий клиент, польщенный количественными показателями, сделал заказ.

Еще один интересный метод работы кадровых агентств – ругаться непонятными для многих словами. Им кажется, что оперирование непонятными словами добавляет им авторитета, хотя на самом деле оно лишь показывает их низкую квалификацию. Например, они используют термин «сложный поиск» (executive search) и тем самым пытаются «набить» себе цену. Они намекают, что раз поиск сложный, то за него надо больше платить.

В реальности ничего сложного в поиске нет, если применять современные технологии для осуществления оного. Именно тот факт, что в большинстве кадровых агентств не владеют современными технологиями и приводит к тому, что сущности, такие как новые непонятные термины, плодятся без надобности, чего, как известно, делать не стоит.

Количественный подход, который практикуют кадровые агентства, проявляется не только в ситуации, пример которой приведен выше, но и по другим направлениям. Несмотря на то, что мы уже девятый год живем в 21 веке, мышление кадровых агентств осталось на уровне 19 века, где главенствовал количественный, а не качественный подход.

Благодаря такому мышлению они распространяют мифы о то, что человеческие ресурсы – это наибольшая ценность компании, хотя на самом деле это не совсем так, ибо ресурсы – это сугубо количественная категория. Если следовать их логике то получается, что для того, чтобы получилась эффективная компания, в нее достаточно собрать кучу людей, которые сами со временем организуются, и будут делать полезные дела.

Может быть, где-то в сказочных мирах оно так и обстоит, но в реальности куча никогда сама по себе не превратиться в нечто деятельное.Профессионализм у кадровых агентств и их сотрудников отсутствует напрочь. Такое заключение можно сделать на основании того, что очень часто одной и той же вакансией, особенно если она достойная, занимается сразу несколько агентств.

Это может говорить только о том, что наниматели им не доверяют и стремятся снизить свои риски за счет того, что предлагают одну и ту же работу многим агентствам в надеже на везение или случай. Все это наводит на грустные мысли о роли кадровых агентств, и вообще говоря, она совсем не понятна. Более того, не понятен даже смысл их существования. Денег они не приносят, эффективность не повышают, расходы не сокращают, доходы не повышают.

Даже их основная деятельность и то под сомнением. Всегда создается такое впечатление, что кандидатов они не подбирают, а тупо навязывают! Это позволяет сделать вывод, что основная их работа – сделать из чего-то не совсем приглядного посредством технологий, которыми они владеют красивую обертку для конфеты, которая как была не вкусной, так и останется.

Зато специалисты кадровых агентств очень хорошие фокусники. Их шоу достойно подражания, наверно некоторым из них может позавидовать даже сам Коперфилд! Они настолько ловко промывают мозги соискателям, что возникает чувство, что все, что они говорят сущая реальность. Со мной тоже пытались фокусничать, пытаясь вдеть на красивый бренд, другими словами хотели заманить в известную компанию, где, по их мнению, мне предстояло заниматься маркетингом.

Только наличие критического мышления спасло от этой ловушки, потому как оказалось, что бренд красивый, но за ним нет ничего хорошего. За брендом находилась чуть ли не тюрьма, попадая в которую в итоге становишься каторжником или чуть ли не рабом, который за копейки добывает золото хозяевам в самых неблагоприятных условиях. Такой опыт позволяет предположить, что представители кадровых агентств выполняют в наше время то же самое, что выполняли работорговцы в былые времена.

Один раз у меня было плохое настроение, когда меня отправили поработать на выставку. Выставка была скучной, и настроение никак не удавалось поднять. Но тут мне повезло. Это случилось благодаря тому, что произошел случай, который поднял мое настроение. Случай был настолько забавный, что настроение было поднято ни на час, ни на два и даже не на день, а на неделю, не меньше!

К нам на стенд пришла девушка, которая предложила сотрудничество и в качестве своей презентации протянула визитку. Оказалось, что она заняла именно ту должность, на которую совсем недавно претендовал я – заместитель директора по маркетингу в одной очень известной транспортной компании. Как человек воспитанный я не показал вида, но в глубине души я смеялся, нет, даже не смеялся, а ржал!

Я и сейчас ржу, когда осознаю, кого они выбрали вместо меня. Девочка – ни о чем, даже внешне, маркетингом явно не владела, но ее взяли! Пришла предлагать услуги своей компании, но делать это совершенно не умеет. Можно даже сказать, что толком ничего она и не предлагала, ибо наверно думала, что достаточно прийти, вручить визитку, рассказать о ценах и все пойдем как по маслу. Не знаю наверняка, как получилось так, что взяли ее, но смею предположить, что тут постаралось какое-то кадровое агентство.

Как человек любопытный, ради интереса очень часто слежу за судьбой компаний, в которые не удалось попасть. Ни одна из них не достигала каких-либо успехов, после того как у них появлялся новый специалист или директор по маркетингу, назначенный вместо меня. Но это еще не самое интересное. Самое интересное состоит в том, что где-то 70% компаний, в которых я мог бы работать, но в них не попал, в течение 3-6 месяцев опять искали специалистов на те же вакансии. Это может говорить только о том, что кадровые агентства зря съели своей хлеб.

То, что ситуация в большинстве своем так и обстоит, знаю на личном опыте. Иногда при некоторых ситуациях появлялись мысли сменить работу, и приходилось иметь дело с «этими». Не знаю, кто доверил «этим» заниматься подбором персонала, не знаю на каком основании. Только пару раз попадал на людей, которые действительно понимают, чем они занимаются и, причем именно благодаря этим людям мой переход на новую работу состоялся бы, если бы я не передумал ее менять.

Как показывает опыт, менять то и не стоило, потому, как в данном случае менеджеры по персоналу поработали хорошо, а вот предложения оказывались не теми, на которые рассчитывал. В остальных случаях не понятно, на каких основаниях и по каким критериям меня, сами для себя, менеджеры по персоналу признавали не перспективным. Разве после этого нельзя сказать, что HR пятое колесо маркетинга?

Как видно, благодаря действиям тех, кто профессионально занят подбором персонала, теряют все, ибо человеческий фактор очень сильно сказывается на всех сторонах нашей жизни, делая ее лучше, если каждый человек стоит на своем месте или хуже, если некто занимает не свое место. Глядя вокруг, становится очевидным, что не все так хорошо в нашем обществе, наше общество нельзя признать успешным, оно больше не успешное.

При этом в большинстве случаев именно кадровые агентства расставляют людей по местам, а значит можно с полным правом заявить, хотя с этим могут многие и не согласиться, что большой вклад в отсутствие успеха приносят именно кадровые агентства. Понятно, что представители этой касты будут возражать, но их возражения можно было бы принимать во внимание, только в том случае, если бы экономика нашей страны была в числе передовых, ну или если бы, по крайней мере, большое количество людей не проходило через их «руки». Этого нет. Большой процент квалифицированных кадров проходит именно через них, а экономика на самом деле развивается не благодаря, а вопреки действиям кадровых агентств.

Если по делу, то отрицать необходимость в рекрутинговых агентствах смысла не имеет. Они нужны, но надо чтобы их работа была организовано так, чтобы они реально приносили пользу. Надо сделать так, чтобы увеличивали возможности компаний, а не лишали компании возможностей, они должны работать в определенных рамках. На деле же получается, что рекрутинговые агентства берут деньги только за то, что размещают информацию о наличии вакансии на разных сайтах. Больше ничего они реально не делают.

Поэтому пришло время что-то делать с пятым колесом маркетинга. Чем раньше это сделать, тем быстрее будут реальные результаты. В противном случае, окрыленные своим успехом, они начнут еще больше деградировать, потому что не возможно быстро подготовить профессионалов для всего огромного количества кадровых агентств, которые уже есть и которые еще будут. О том, что они действительно профессионалы, думают только сами представители этой профессии. Другие так не думают.

Не может быть профессионалом в подборе маркетологов тот человек, который никогда не имел дел с маркетингом и не общается с ним на ты. Выбрать нужного специалиста, а уже тем более руководителя по маркетингу, можно только тогда, когда сам пропитан маркетингом до мозга костей. Только в этом случае знаешь, как работает маркетинг, и кто будет лучшим на своем месте.

Основной вывод состоит в том, что пока у нас «менеджмент по персоналу» не сильно развит, нанимателям лучше самим искать нужных людей, либо же по-старинке брать нужных людей на работу через знакомых. В противном случае, тем, кто захочет воспользоваться услугами агентств по найму персонала придется крутить 5 колесо маркетинга.

По мнению этого колеса – оно главное, потому как выполняет самую главное работу - подбирает другие четыре колеса. Но по стороннему, а значит и объективному мнению оно самая лишняя деталь! Если не разобраться с существующей ситуацией, то скоро жизнь большинства людей может стать такой же, как в известном фильме «День сурка», где главный герой попадал в одну и ту же ситуацию каждый день, с ним каждый день случалось одно и тоже.

В данном случае вы будете приходить на работу, а работы все не будет и не будет, точно также как и заработной платы и тем более премии. Все это может случиться благодаря специалистам по подбору персонала, которые в итоге выполнят свою миссию – найдут для каждой компании именно тех людей, которые им нужны по их мнению.

Автор статьи: Павел Бернович
Просмотров: 273 | Добавил: chakarin90mn | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar